Ольга (ovaleeva) wrote,
Ольга
ovaleeva

Category:

Умерла, так умерла?

Почти случайно нашла статью Дмитрия Быкова. Прочитала и поразилась. Все точно. Пожалуй, кроме концовки - что мол, все... кранты... финита...

http://www.izvestia.ru/bykov/article3120168/

СМЕРТЬ ПИСАТЕЛЯ (неполная цитата)
...Наконец, напрашивается еще одна версия, на которой я бы и сосредоточился как на самой верной: остальные поверхностны, ибо все упомянутые обстоятельства присутствуют и в западном мире, однако ниша писателя там цела. А у нас - нет. Так вот: писатель нужен там, где общество намерено заглядывать в себя. А у нас оно не намерено, более того - полагает это задание скучным и вредным. Поэтому на ярмарке столько советов, биографий выдающихся шоуменов и детективных "проектов" вроде акунинского "Квеста", демонстрирующих полное исчезновение даже той начетнической цитатности, которой славились "Азазель" и "Коронация".

Ведь что такое, товарищи, писатель и зачем он нужен в обществе?

Он чувствилище этого самого общества и диагност, но стоит ему сегодня произнести диагноз - в ответ раздается дружное "А ты кто такой?!". Сегодня считается, что судить о чем-либо способен только персонаж, заработавший славу или деньги; успешный или хоть медийный, как было сказано. Любой другой - лох и лузер, чье мнение нам неинтересно.



В продолжение темы - моя новая подруга, Ольга Гневашева, прислала фрагмент из статьи Александра Папченко:


"Книга, как товар...

Что бы читать серьезные тексты или слушать серьезную музыку, нужно известное усилие. Оно заключается в том, что нужно НАУЧИТЬСЯ понимать эту серьезную музыку, или кино или НАУЧИТЬСЯ читать серьезные тексты... И это не очень приятно - учиться. Это труд. Нужно пыхтеть. И пока освоенное тобой дело начнет приносить тебе удовольствие - нужно прожить время.

Итак, для того, чтобы разбираться и получать удовольствие от серьезной книги-фильма-музыки, требуются усилия. Только оснащенный врожденной невероятной восприимчивостью к, например, серьезной музыке не нуждается в таком волевом апгрейде. На мой взгляд, такая восприимчивость граничит с гениальностью и я бы не учитывал её в этой реплике, так как разговор о большинстве читателей...

Сейчас-сегодня мир потребления. В нем книга товар. Музыка, кино тоже товар. Во всяком случае, книга, понимаю как это цинично звучит и тем не менее, обладает всеми характеристиками товара. Как... ну, как мыло или башмаки. И подчиняется всем законам рынка. Что такое хорошая книга с точки зрения издательства? Это продукт низкой себестоимости и одноразовый, как огурец. Читатель обязательно должен ВЫБРОСИТЬ прочитанную книжку. Чтобы купить следующую - этой же серии. Чем короче будет цепочка: писатель - издательство-читател ь-корзина - следующая книжка, тем лучше издательству. Тем выше прибыль.

Отступление: Раньше, при советской власти книга в меньшей степени была товаром. Так как её издавало государство. Зачастую в убыток себе.

Поэтому сейчас, издателю-коммерсанту органически не нужна книжка умная, ТА КОТОРУЮ ЧИТАТЕЛЬ НЕ ВЫБРОСИТ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ. Не выбросив книжку, а принявшись за её перечитывание, читатель лишает издательство возможности продать ему следующую книжку. Таким образом издательство УМЫШЛЕННО генерирует примитивные, именно примитивные тексты рассчитанные на примитивный вкус, массового, примитивного читателя. Потому, что читатель в своей массе, всегда примитивнее читателя индивидуального. Ведь как мало тех, кто ПРИЛАГАЛ или ПРИЛАГАЕТ усилия, чтобы освоить более сложные композиционные построения, да и вообще научиться слышать и видеть нечто более сложное, чем, например, Петросяновские задорные шутки или многочисленное желтое чтиво.

Поэтому издательству изначально выгоден тупой читатель, тупой слушатель и тупой кинозритель.

А публика, подыгрывает издателю, продюсеру ленясь шевелить мозгами. И получается замкнутый круг. И уже непонятно кто у кого идет на поводу. То ли издатель оглупляет своими глупыми примитивным тяглом читателя, то ли читатель своим нежеланием напрягать извилины, провоцирует издателя издавать все более простые и примитивные книги.

Собственно говоря, исходя из логики мира потребления, самый лучший читатель, это тот который сможет прочесть (хотя бы по слогам) инструкцию к приобретенному скажем, пылесосу.

То есть инструкция к товару и есть современная самая ВАЖНАЯ И САМАЯ ГЛАВНАЯ КНИГА.
Библия современного мира.

26 Октября 2008 г."

Что к этому добавить? Во-первых, есть писатели. И есть гении. Время для их "выхода" - это большой вопрос... Говорят, сейчас Достоевский не смог бы пробиться... слишком большой шум - гораздо губительнее мертвой тишины...
Tags: цитата
Subscribe

  • О передышках

    Я часто в сетевых разговорах с друзьями даю ссылки или фрагменты - того, что увидела сама, и что во мне откликнулось. Иногда оно возвращается -…

  • «Вторая жизнь вещей»: карта пунктов приёма вторсырья

    Получила в рассылке - и с удовольствием делюсь! Вы можете помочь планете простым действием! Не выбрасывайте мусор, отдайте его на переработку. А…

  • Может не стоило бы...

    так буквально следовать мрачным предсказаниям фантастов? Сегодня у pilot31 ссылка на запись - про уничтожение книг Сразу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments