Ольга (ovaleeva) wrote,
Ольга
ovaleeva

Categories:

"Рисуйте свободно!" Барбара Дайан Берри "Найти себя с помощью художественного дневника".

P1340048+


Как только я начала знакомство с книгой - то в первую очередь опять поразилась умению издательства МИФ находить "те самые" книги! Я читала предисловие и узнавала себя и то, что так знакомо по жизни - бурный внутренний процесс, который так сложно порой материализовать, облечь в слова или краски... Безусловно - немало уже пройдено, многому я научилась, но вот еще одна ступень, которая пока еще не преодолена до конца: то, что описывает Барбара о своем детстве и о возникшей проблеме "замирания", которое выражалось буквально в параличе - оказалось до боли знакомо. Только в моей жизни это приняло немного иную форму - тотальный контроль происходящего, то, что часто называется теперь "контрол-фрик". Суть-то та же самая - ты временами просто не можешь свободно жить и творить, ты практически парализован! И вот тут передо мной, строчка за строчкой - обещание, что это можно преодолеть! И конечно, что самое интересное - это опять касается не исключительно творчества, и всей жизни - как творческого процесса.
Легко представить, с каким интересом я окунулась в чтение!





Кто из нас не знаком с внутренним критиком, а у кого-то их целая свора! Каждый день, с тех пор, как участвую в жизни сообщества "365" - я вижу, как эти внутренние критики грызут нас всех изнутри, какие изощренные оговорки возникают у участников, чтобы помешать им признать себя в праве рисовать, просто рисовать! Что уж говорить об остальной жизни, где мы сплошь и рядом закованы в решетки из критических замечаний близких и не очень людей!

И в помощь, чтобы преодолевать скованность перед принятием решений, или образно излить сковывающие эмоции - тем самым освобождаясь от хаоса и выходя из тупика - Барбара предлагает завести художественный дневник. И первое правило - спонтанность, игра, отказ от установки создать законченную картину или добиться идеального результата. Иллюстрации, приведенные тут же - красноречиво показывают степень свободы от установок. Описание как появилось то или иное в рисунке помогает понять смысл и суть подобного рисования, которое нужно, чтобы прежде всего понять свои мыслительные процессы. В этом месте я еще раз порадовалась, что несмотря на название - эта книга не о рисовании как таковом. Потому что в конечном счете самое важное в жизни - это свобода выражения себя, в какой бы то ни было области, начиная от приготовления еды, заканчивая сложным проектом. Все мы мечтаем этому научиться, чтобы стать по-настоящему счастливыми. И именно этому служит ведение художественного дневника.

P1340049+

Безусловно, сразу возникают параллели с "утренними страницами", которые многим уже знакомы по книге Джулии Кэмерон "Путь художника" - и Барбара, уважительно упоминая их, предлагает художественный дневник как новую ступень, как продолжение, а для кого-то альтернативу "словесным" практикам. И приводит примеры еще более глубинного освобождения, которое дает именно игра с красками и образами.

Далее, как и во всех полезных книгах - начинается практика, которая призвана "научить рисованию на комфортном уровне", для последующей работы с образами. Помимо советов позволить себе не считать ошибки ошибками, а искать в них новые смыслы, Барбара сопровождает их объяснениями того, как работает наш мозг во время таких экспериментов, что само по себе познавательно и удивительно, и сопровождается описанием интереснейших исследований.

P1340050+

Как настроиться не "безошибочность"? Что такое импровизация и как это работает? Какие "защитные механизмы" срабатывают не вовремя и какие способы помогают их нейтрализовать? Обо всем этом рассказывается в начале второй главы, перед началом активной практической части.

Подготовка к основной практике начинается со знакомства с материалами и обоснования выбора акварели для ведения дневника. Барбара приводит весомые аргументы в пользу любимой многими акварели именно с точки зрения импровизации и спонтанности, а также "непоправимости" результатов игры, которые важны для осознания процесса...

P1340051+

Что учесть при подготовке, что понадобится в работе - сразу радует, что набор необходимого минимален, - что учесть, чтобы избежать сторонних замечаний (хватит нам забот и со своими!) - вторая необходимая часть перед началом захватывающего путешествия.

Ну, и далее - собственно сам процесс, с подробными подсказками, с чего лучше всего начать...

Само собой - самое ценное в описании упражнений это препятствия, которые неизбежно возникнут и разные методики и способы их преодолеть. Как определить, что произошло нарушение процесса, как предвосхитить сбой, какие плюсы могут получиться из "минусов" - все это самым увлекательным образом показано в главе посвященной работе с цветом. Для начала надо максимально избавиться от сомнений, которые возникают при выборе цвета, или смешивании - Барбара постоянно призывает внимательно следовать за кистью, за движением руки, отдаться потоку, и дает советы как восстановить движение, если остановка все-таки произошла...

Вообще, как это часто бывает с книгами-практиками - хочется скорее приступать к экспериментам, ведь даже читая о том, как сложно будет освободиться, продравшись сквозь накопленные годами установки "правильности" и "перфекционизма" в отношении того, что мы делаем - уже испытываешь дрожь нетерпения попробовать и ощутить радость открытий уже сделанных героями примеров из книги, хочется скорее самому пройти этот путь к свободе выражения, за которым открываются перспективы такие, что дух и вовсе захватывает!

P1340052+

Но прежде, чем приступать - конечно, интересно, что же еще пишет Барбара дальше, ведь впереди еще половина книги! А вторая половина очень интересно повествует о том, как справившись со всякими критиками внутренними и внешними мы наконец сталкиваемся с самими собой. И к чему надо быть готовыми - ведь часто мы просто боимся заглянуть дальше, понимая, что в нас есть не только "хорошее", и стоит ли стремиться выпустить это не бумагу? Барбара уверяет, что стоит - приводя уже и опыты Юнга, и собственный обширный опыт, демонстрирующий, что медленное погружение в себя всегда идет только в плюс. Оно открывает нам разные грани собственного бытия, и позволяет разделаться с блоками и страхами, всего лишь играя краской и задавая себе вопросы. Прекрасный способ познавать себя и мир. И конечно становиться более открытыми и творческими! Более, чем достойная задача!

И при этом всем, Барбара не устает напоминать, что не стоит относиться ко всем поворотам кисти слишком серьезно. Описывая случаи, когда кто-то пытался сопротивляться образам, идущим из подсознания - она отмечает, что лучший помощник тут юмор и смех. И что именно смех помогает сбросить оковы и открыться для озарений - если мы находим в рисунке или в себе что-то смешное.

P1340053+

В заключение, хочется порекомендовать эту книгу всем, кто любит рисовать - потому что это совершенно иное рисование! А также всем, кто еще ни разу не рисовал - ибо это удивительный способ для совершения открытий!  Ну и то, что вы узнаете о своем мозге столько интересного - тоже отличный бонус! Хотя самый главный, пожалуй в том, что мозг способен развиваться в процессе подобных развлечений - а хорошие мозги еще никому не помешали!Так что если вам не чужды эксперименты с собой, и вы жаждете встретиться с вашим тайным "я" - смело открывайте эту книгу и начинайте путешествие!

P1340054+



Эта книга стала настоящим подарком к началу года, за что безусловно хочется поблагодарить издательство МИФ и пожелать им успехов и всяческих радостей в новом году! А нам, соответственно, новых интересных и главное ПОЛЕЗНЫХ  книг!

P1340057+

Книга на сайте издательства

Лабиринт и Озон

Tags: издательство МИФ, книги, отзывы, рисование, чтение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments