Ольга (ovaleeva) wrote,
Ольга
ovaleeva

Category:

Энн Ламотт "Птица за птицей" Заметки о писательстве и жизни в целом.

Когда книгу рекомендует друг - это уже много, а когда она еще и в красивой обложке, тем более что и друг, и автор обложки Натали Ратковски conjure, то и читать начинаешь с презумпцией. И тем не менее - книга меня приятно удивила!
Должна сразу сказать, что рисунок обложки в полной мере соответствует внутреннему содержанию книги - повествование Энн подобно переплетающимся ветвям, что растут свободно, куда им вздумается, и при этом усыпаны цветами иронии и птичками разных историй.

P1690370

Энн Ламотт "Птица за птицей" Заметки о писательстве и жизни в целом.

А неожиданным было то, что с тех пор, как например Мишель Пессель, изучая Мустанг и Бутан, изумлялся глубинному сходству людей цивилизованного западного мира и изолированного тогда Тибета, и делал вывод о нашей общей человеческой природе - прошло довольно много времени, и мир теперь куда более охотно ищет различия, снова противопоставляя "мы" и "они"... Тем поразительнее было читать книгу американской писательницы, которая сразу же подкупила меня своим отношением к литературе, писательству и жизни, присущим, скорее, в моем понимании классической русской литературе. Честно признаться, не ожидала обнаружить в книге настолько родственную душу! (Это потом уже я прочитала строки Марины Москвиной на задней обложке, и другие отзывы на странице издательства) Как жена писателя, и как человек, начавший писать, я уже давно "в теме" - не говоря о личном ежедневном опыте наблюдений за тем, из чего состоит и как происходит писательская жизнь, я также с большим интересом читала, к примеру, "Золотую розу" Паустовского, "Перед восходом солнца" Зощенко... И при этом, общаясь с современными писателями и издателями, встречая на литературных сетевых форумах наставления о "фокальных персонажах", "флешбеках" и "синопсисах" - испытывала, мягко говоря, неприятие, и понимала, как сильно у многих изменились представления  о литературе и писательском труде в нашей стране. Тем удивительнее держать в руках только что изданную книгу, где ни разу даже не упоминается ничего из "литературных технологий", и которая не учит "как написать роман за месяц"...

И при этом - для тех, кто всерьез собирается писать, или заниматься любым другим видом творчества (Энн Ламотт сама не раз говорит о похожести работы писателя, "рисующего словами" и художника, который пытается перенести на холст свое внутреннее видение образа) - книга может оказаться очень полезной! Потому что общие принципы любого ремесла - это ежедневные техники: у музыканта гаммы и распевки, у художника наброски и изучение деталей, у танцора разминки и растяжки... Вот о писательских ежедневных техниках главным образом и рассказывает книга "Птица за птицей". Но не только и не столько о них, как мне кажется в итоге.



P1690371


Читая книгу Энн, я все время думала о том парадоксе, что открыла для себя в связи с рисованием. Чаще всего, мы воспринимаем творческие профессии как нечто магическое, непостижимое. И чаще всего не без участия самих "творцов", что поддерживают миф об особой касте, куда простым смертным доступ закрыт. (Хотя я давно подозреваю, что такая таинственность выгодна только примазавшимся к таким профессиям самозванцам, настоящий же мастер всегда с удовольствием делится своими секретами.) Потому всегда радуют книги, раскрывающие творческую "кухню" - ведь с одной стороны, ты начинаешь понимать, что и правда "не боги горшки обжигают", а с другой - видишь, какой это гигантский труд и проникаешься еще большим уважением к тем, кто делает что-то по-настоящему. А парадокс заключается в том, что я всегда считала, что любая работа может и даже должна быть творческой, но почему-то упускала, что любое творчество в свою очередь состоит в немалой степени из работы. Хорошо понимая, к примеру, что моя резьба по дереву это последовательность определенных действий, избежать которых невозможно, и приходится мириться с "нудными" этапами, чтобы добиться результата, я при этом считала, что если у меня не получился рисунок сразу - то я просто "не умею рисовать". И не раз уже убеждалась, что у многих, кто смотрит на творческий процесс со стороны, примерно такое же представление о том, что "настоящий художник рисует "из головы" и сразу гениально", а "настоящий писатель садится каждое утро, осеняемый музой, и пишет сразу роман", и именно это часто мешает даже попробовать свои силы, потому что "сразу" как правило ничего не получится. А если и получится вдруг что-то в первый же раз, то на второй обязательно потребуется что-то еще. И вот об этом - где взять это "что-то еще" - пишет в своей книге Энн Ламотт. Шаг за шагом, "птица за птицей" - глава за главой, - разворачивается повествование о писательском ремесле. С чего и как вообще начать, какие подсказки могут помочь не сбиться, какие способы помогут преодолеть страхи и уныние, когда что-то не выходит, что может добавить оптимизма и стать отдельной радостью в пути. Все, что нужно для того, чтобы выпустить в мир ту книгу, что родилась у вас внутри.

P1690372

Казалось бы, читая про сложности и трудности писательской жизни можно впасть в отчаяние: как все сложно! Но как это ни странно, происходит обратное: постепенно успокаиваешься, видя, что в определенном смысле это просто работа - и, как любая другая, состоит из последовательных этапов и шагов, которые просто нужно делать. Это "творчество" нас пугает своей непостижимостью, а работа вполне по плечу. Именно так книга Натали Ратковски "Профессия - иллюстратор" открыла мне путь в рисование, показав, что все это таинственное волшебство - в немалой степени результат ежедневной работы, поэтапной, состоящей из множества разных деталей. Именно так Энн честно и искренне описывает, что такое ежедневный писательский труд: из каких мелочей состоит, какие трудности подстерегают каждого на этом пути и как можно их преодолеть.

Много в книге и забавного, и непохожего на наши реалии - что только усиливает радость от совпадения чувств и переживаний, свойственных каждому человеку, вне зависимости от места жительства и рода занятий...

И безусловно - Энн много пишет о том, ради чего стоит преодолевать все эти сложности. Ведь писательство вещь не просто очень интересная, открывающая множество разных дорог и дающая возможность разобраться в жизни, благодаря ее изучению и постижению. Писательство для нее - это рыцарство, служение: дающее надежду, питающее душу... Помогающее преодолеть трудности, и прекрасное средство, чтобы поделиться радостным! Не могу не отметить еще раз - как созвучно это все оказалось моим мыслям и тому, что я знаю, живя рядом с писателем вот уже 15 лет.

Так что могу в заключение только поблагодарить издательство МИФ за издание такой книги. И пожелать прочитать ее всем, кто так или иначе готов созидать.

P1690373

Tags: издательство МИФ, книги, отзывы, процесс, чтение
Subscribe

  • Майское...

    Сколько раз я думала, чтобы вернуться сюда. Но ограничивалась чтением ленты и присутствием в сообществе нашем club_drawing. Остальное…

  • Второй акварельный заплыв в весну

    Дорогие девушки! Я акварельно поздравляю с праздником! И очень рада, что Аптекарский дает чудесную возможность порисовать с натуры такое буйство…

  • Весна в феврале - пленер в Аптекарском

    Если уж возвращаться в ЖЖ, то с весной! (Вернее, в свой блог, ибо в club_drawing я каждый день, и ленту читаю регулярно — а вот…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments